​Старейший учитель Красноярска рассказала, как работали школы в годы Великой Отечественной войны

Столетие отметила жительница Красноярска Александра Карасёва. Почти 40 лет Александра Петровна проработала в школе, вела уроки русского языка и литературы, была завучем.
Александра Петровна родилась 15 октября 1918 года в семье крестьян. В 1938 году поступила в красноярский педагогический институт, в годы войны работала в школе посёлка Солонцы. До 1955 года преподавала в старейших учреждениях города – школах № 4 и 20 (сейчас это лицей № 2). В 1959 году в Красноярске открылась новая школа № 64, в ней педагог проработала до выхода на пенсию в 1977 году.

«Я пришла на работу в школу в военные годы. Очень трудное было время, – вспоминает Александра Петровна. – Отопления в сельской школе не было, на каникулах мы с ребятами ездили на заготовку дров, а перед уроками сами топили печь. В морозы занимались в пальто, шапках и перчатках. Родители учеников сутками пропадали на работе, дети были предоставлены сами себе. Хулиганов было немного, ребятишки по большей части были трудолюбивыми, скромными, а в школе была железная дисциплина. Учителя с пониманием относились к занятости родителей, старались даже в своё личное время уделять внимание детям. Развлечений не было, так что посещение, например, театра было большим праздником. До красноярских театров мы из Солонцов ходили пешком».
По воспоминаниям Александры Петровны нагрузка в школах год от года почти не менялась. В день было по 6-7 уроков, в приоритете были русский язык, математика, литература, физика, химия и биология. Правда, самым распространенным иностранным языком был немецкий, а не английский. Уже в 40-е годы у детей была единая форма – девочки носили коричневые платья и фартуки, а мальчики синие костюмы.

«Учителей уважали и ученики, и родители. Самое страшное, что могло случиться с ребёнком – это вызов родителей в школу. Мамы и папы серьёзно относились к проступкам детей, всегда говорили: «Александра Петровна, вы уж построже с ними». За плохое поведение ученика могли и из школы исключить», – вспоминает педагог.
Дети и родители помогали готовить классы к новому учебному году – одни заклеивали окна, другие красили стены, третьи проводили генеральную уборку. После уроков дети по очереди мыли полы в классе, прибирались в кабинете. На плечи семей также ложилось приобретение не только канцелярии, но и учебников. Причём существовал фонд взаимовыручки – родители покупали всё необходимое не только своим детям, но и помогали семьям, у которых не было средств собрать ребёнка в школу.
Александра Петровна уже более 40 лет на пенсии. Педагог живёт одна, старается каждый день выходить на прогулку во двор, читает газеты и книги. Особенно любит произведения А. С. Пушкина.

Опубликовано в Новости
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Я уверен, что с помощью новых технологий человечество гораздо больше созидает, нежели разрушает.

Евгений Касперский