Ученики красноярской академии хорошего слуха готовятся к поступлению в первый класс

Ученики красноярской академии хорошего слуха готовятся к поступлению в первый класс

С каждым годом в Красноярске становится всё больше детей, перенёсших операцию по вживлению кохлеарного импланта – устройства, позволяющего восстановить функцию слуха и, как следствие, речи. Проведение операции – только первый шаг на пути к «обычной» жизни. После вживления импланта детям требуется комплексная продолжительная помощь по развитию слухоречевого восприятия и понимания речи. Оказать помощь по адаптации ребятишек к обычной жизни могут в муниципальном центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание». На базе учреждения работает «Академия хорошего слуха и речи». В будущем «выпускники» академии смогут свободно влиться в общество. Чтобы это произошло, готовить ребёнка нужно с раннего возраста. В среднем период адаптации длится от пяти до восьми лет.
Ещё год назад на занятия в центр приходило 2-3 человека. Сейчас количество учеников возросло до 16. В академии все ребятишки занимаются абсолютно бесплатно. С детьми и их родителями работают дефектологи, логопеды, психологи. Ребятишек учат слышать и различать звуки окружающего мира и речи, правильно говорить. Со специалистами занимаются ребятишки в возрасте от 2-х до 9 лет. Примечательно, что двое детей учатся во втором классе обычной красноярской школы, а ещё трое пойдут в первый класс в следующем учебном году. Очень важно, чтобы после прохождения курса адаптации ребятишки учились не в специализированных группах и классах для глухих и слабослышащих детей, а в обычных коллективах. Обучаясь в особой среде, ребёнок с имплантом теряет самое важное – речевую среду, без которой ребёнок никогда не сможет заговорить.
Одна из учениц центра, девятилетняя Соня, ходит во второй класс. Педагог отмечает её активность, общительность, внимательность к окружающим, дружелюбность. Девочка не только учится в школе, но и ходит на танцы, участвует в театральных постановках.
Руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова: «Учреждения могут обучать детей слабослышащих и слабовидящих, с проблемами опорно-двигательного аппарата, ребятишек с задержкой психологического развития, умственной отсталостью, серьёзными логопедическими проблемами. С каждым годом количество особых учеников увеличивается. Если в 2011 году в учреждениях получали образование 560 детей, то в этом учебном году их количество стало более 2 тысяч. Количество первоклассников с повышенными потребностями увеличилось практически в 2 раза, с 242 учеников до 400».
Увеличение количества детей во многом связано с тем, что в общеобразовательных учреждениях города в полном объёме или частично созданы условия для обучения детей с повышенными потребностями. В школах № 22 и 147 функционируют специализированные классы для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В общеобразовательных учреждениях № 55, 76, 129 и 147 работают ресурсные классы для детей аутистов, в новом учебном году при поддержке фонда «Живое дыхание» аналогичные классы открылись в школах № 8, 84, 97, 121.
Школы оснащаются пандусами, сенсорными комнатами, приобретается специализированная мебель, видеоувеличители, вестибулярные тренажёры, создаются логопедические пункты, залы ЛФК и многое другое. В учреждениях, готовых принять детей-колясочников, оборудованы пандусы, расширены дверные проёмы, приобретена специальная мебель и оборудованы зоны отдыха. В ресурсных классах установлены парты с перегородками и индивидуальным освещением, что позволяет ребёнку учиться в своем «личном кабинете», оборудованы уголки сенсорной разгрузки.