Управление образования

Красноярское образование – это:

164 694 – учащихся школ и воспитанников детских садов, учащихся школ – 118 883 чел

33 330 – ребенка в сфере дополнительного образования

12 802 – педагогов, из них 4724  – ДОУ, 7108  – школы, 828 – ДО, 142 – специалистов центров диагностики и консультирования

328 –  учреждений и 448 зданий

 

Сеть общеобразовательных учреждений в 2019/2020 учебном году представлена 113 учреждениями, в которых обучаются 118 883 ребенка.

Сеть дошкольных учреждений представлена 189 муниципальными , 12 частными дошкольными образовательными учреждениями и 14 индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по дошкольному образованию. Общее количество воспитанников дошкольных учреждений составляет более  50 тысяч детей.

Сеть учреждений дополнительного образования представлена 18 учреждениями, 1457 объединениями разной направленности дополнительного образования, более 30 тысяч детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.

 

Отрасль «Образование» отличается многообразием форм и содержания, творческих идей, проектов, наличием разных профессиональных позиций. Понимание того, как изменить ситуацию, выбор эффективных способов и технологий как управления образованием, так и обучения, воспитания детей, стали основанием для формирования нового бренда «Красноярский стандарт качества образования».

Целью Красноярского образования является воспитание успешного поколения красноярцев, обладающих способностями к включению в современные виды мышления и деятельности, следующих принципам инновационного развития производства и общественного устройства.

Принципами построения Красноярского стандарта качества образования стали:

конкурентоспособность применяемых технологий обучения;

эффективность использования существующей и создаваемой инфраструктуры обучения;

достоверность образовательных результатов, достигаемых учащимися в процессе обучения.

По данным исследования рейтингового агентства RAEX (РАЭКС – Аналитика) по конкурентоспособности выпускников:

  • рейтинг «100 лучших школ России 2019» по успешности поступления выпускников в ведущие Вузы России: МАОУ Лицей № 7 (65 место), МАОУ Гимназия № 13 «Академ» (100 место);
  • рейтинг «300 лучших школ России 2019» по количеству выпускников, поступивших в ведущие Вузы России: МАОУ КУГ №1 – «Универс» (81 место), МАОУ Лицей № 7 (90 место), МАОУ Гимназия № 13 «Академ» (100 место), МАОУ СШ № 149 (189 место), МАОУ Лицей № 1 (193 место), МАОУ СШ № 145 (198 место), МАОУ СШ № 150 (208 место), МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» (213 место), МАОУ СШ № 144 (237 место), МАОУ СШ № 143 (247 место), МАОУ Гимназия № 2 (251 место), МБОУ СШ № 10 (259 место), МБОУ Лицей № 2 (276 место);
  • рейтинг «50 лучших школ России 2019» по конкурентоспособности выпускников в сфере «Медицина»: МАОУ СШ № 144 (4 место);
  • Рейтинг «50 лучших школ России 2019» по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки»: МАОУ Лицей № 7 (41 место).
  • рейтинг «20 лучших школ Сибирского федерального округа 2019» по количеству поступивших в ведущие вузы России: МАОУ КУГ №1 – «Универс», МАОУ Лицей № 7, МАОУ Гимназия № 13 «Академ», МАОУ СШ № 143, МАОУ Лицей № 1.

В 2019-2020 учебном году в школах города по программам углублённого изучения различных предметов обучаются более 14300 детей:

Сеть специализированных классов представлена 71 классом (19 школ), а также

  • функционируют 6 физико-математических классов при СФУ (Лицеи №№ 6, 7, Гимназия № 13 «Академ»),
  • один класс МЧС–РЕСУРС (СШ № 148, организация-партнер «Сибирская спасательная академия ГПС МЧС России»),
  • классы правоохранительной направленности (СШ №№ 5, 8, 19, организация – партнер МУ МВД России «Красноярское»),
  • педагогические классы (Лицей № 9, СШ №№ 115, 144, организации-партнеры – ФГБОУ ВО КрасГПУ им. В.П. Астафьева, КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1»).

Продолжается реализация проекта «Школа-лаборатория», направленного на создание условий для профессиональной подготовки школьников к инженерной карьере (7 образовательных учреждений, АО «КрасМаш», ФГБОУ ВО:СГАУ им. М.Ф. Решетнева, КГПУ им. В. П. Астафьева).

Подготовка учащихся в специализированных и корпоративных классах осуществляется при участии Сибирского федерального университета, Сибирского государственного университета им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, Красноярского государственного медицинского университета им. Профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого. Обязательными условиями при организации деятельности специализированных и корпоративных классов являются: участие в образовательном процессе профессорско-преподавательского состава вуза, использование материально-технической базы вуза для проведения учебно-лабораторных практикумов, а также возможность прохождения учащимися производственной практики.

15 общеобразовательных учреждений, в которых функционируют классы инженерно-технологической направленности, заключили соглашение с автономной некоммерческой организацией «Детский технопарк «Кванториум» о сотрудничестве в области поддержки научно-технического творчества детей и молодежи. Охват обучающихся программами  детского технопарка составил более 700 человек.

Статус «школа – участница» Школьной лиги РОСНАНО имеют 14 школ города: Лицей № 7, Гимназия № 10, Гимназия № 13 «Академ», Гимназия №1 – «Универс», Лицей № 2, Лицей № 28, СШ №№ 16, 22, 23, 47, 133, 137, 152, 153.

В МАОУ «Гимназия № 14» реализуется программа дополнительного образования «IT и программирование» в рамках социально-образовательного проекта ООО Samsung Electronics. Программа направлена на воспитание учащихся старших классов – будущих специалистов в области IT-технологий и программного обеспечения. Данная практика повышает ИКТ-компетентность педагогов, позволяет достигать качественно новых образовательных результатов, в том числе, связанных с цифровой грамотностью участников образовательного процесса.

В 2019-2020 учебном году в МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» реализуется проект «Яндекс-Лицей»: курсы программирования для учащихся 8-9 классов школ города.

В рамках решения задач развития инфраструктуры электронного обучения, предоставления доступа к электронным информационным ресурсам, в 2019–2020 учебном году будет продолжена апробация электронной библиотечной системы «ЛитРес: Школа». Участниками проекта «Литрес: Школа» являются 52 общеобразовательных учреждения. К ресурсу подключены более 14 тыс. пользователей (ученики, родители, педагоги)

В 100% общеобразовательных учреждений осуществляется ведение образовательного процесса с использованием технологий «Электронный дневник», «Электронный журнал».

В 2019-2020  учебном году в школах города обучаются 4827 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в классах инклюзивно – 3751 чел., в отдельных классах, реализующих адаптированные образовательные программы, – 922 чел., обучаются на дому – 154 чел.

Важная составляющая успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – создание безбарьерной образовательной среды, архитектурной доступности учреждений; формирование сети учреждений, имеющих универсальные условия для осуществления инклюзивного процесса.

Разработаны и утверждены паспорта доступности и перспективные планы адаптации образовательной среды («дорожная карта») во всех образовательных учреждениях.

Оборудованы пандусы в  68 школах (60 %), в 10 – имеются подъемники;  в 43 детских садах оборудованы пандусы (22%), в 20 имеются лифты (подъемники, ступенькоходы) (10%).

В  17 школах скомплектованы  80 специальных классов для детей с ОВЗ, в которых обучается более 922  детей с  ОВЗ, из них 21 класс в школе-интернате для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (316 чел.); классы для детей с тяжелыми нарушениями речи в  6 школах (СШ №№ 63, 65, 73, 95, «Комплекс Покровский»); классы для детей с задержкой психического развития в 8 школах (СШ №№ 65, 30, 39, 95, 2, 98, 154, 51); классы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в 3 школах (СШ №№ 108, 147, интернат № 1); класс для детей с нарушением слуха в СШ № 17; классы для детей с нарушением интеллекта в 2 школах (СШ № 39, 133); класс для детей с тяжелыми множественными нарушениями в СШ № 6. При НКО функционируют:

  • в 18 школах (СШ №№ 6, 8, 13, 32, 51, 55, 62, 65, 70, 76, 84, 93, 121, 129, 139, 147, Лицей № 1, «Комплекс Покровский») при поддержке Благотворительного фонда «Живое дыхание» оборудованы «ресурсные» классы  для детей-аутистов,
  • классы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: СШ №№ 108, 147.

Утверждены 17 городских базовых площадок по инклюзивному образованию

(11 школ, 4 ДОУ, 1 УДО).

 

В сфере дошкольного образования 4 учреждения (ДОУ №№ 268, 226, 46,139) выиграли гранты на архитектурно-планировочные решения и техническое оснащение для создания  специальной психологической комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды.

 

Межведомственный проект «Преодоление. Спорт. Победа! Первые шаги в адаптивном спорте» реализуется с сентября 2017 года в рамках соглашения о сотрудничестве специалистами КГБУ «Региональный центр подготовки по адаптивным видам спорта» и главного управления образования администрации города Красноярска.

С 19 сентября по 31 октября 2019 года на базе краевого государственного бюджетного учреждения «Региональный центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта» порядка 100 воспитанников прошли обследование с целью выявления физических (двигательных), психологических особенностей с целью последующего формирования групп занимающихся по направлению общая физическая подготовка и реабилитация средствами физической культуры.

По результатам прохождения медицинской классификации, индивидуального отбора в 2019-2020 учебном году организованные занятия групп по адаптивной физической культуре проходят в пяти дошкольных образовательных учреждениях: «Детский сад № 46 компенсирующего вида», «Детский сад № 218» (для детей с нарушением зрения), «Детский сад № 84 комбинированного вида», «Детский сад № 231 комбинированного вида», «Детский сад № 139 «Катерок».

При содействии главного управления образования администрации города Красноярска специалистами регионального центра подготовки по адаптивным видам спорта проводятся открытые мероприятия, осуществляется информационно-методическое сопровождение педагогов и родителей по вопросам включения детей с ограниченными возможностями здоровья в систематические занятия адаптивной физической культурой.
В целях популяризации адаптивной физической культуры и спорта 20 апреля 2019 года на базе многофункционального спортивного комплекса «Радуга» были проведены информационно-ознакомительные и консультационные мероприятия для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, родителей/законных представителей.

Традиционно промежуточные результаты реализации проекта воспитанники и педагоги представили в декабре 2019 года на краевом фестивале адаптивного спорта, а также в рамках конкурса физкультурно-оздоровительных технологий на Межрегиональном форуме по адаптивной физической культуре и спорту «Вектор +».

Объединение межведомственного и отраслевого ресурса, ресурсов организаций, создание условий на территории города через реализацию подобных мероприятий и проектов обеспечивает решение главной задачи адаптивной физкультурно-оздоровительной деятельности – стимулировать стремление воспитанников, обучающихся с ОВЗ и инвалидов к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, а в дальнейшем – мотивировать и вовлекать их в соревновательную и спортивную деятельность.

Образовывается сообщество ДОУ, использующих программный комплекс «Мозаичный парк» (ДОУ № 8, 81, 272, 65, 110, 257, 76, 91, 52, 9, 36, 82, 333), они имеют статус пилотной площадки издательства «Русское слово».

6 ДОУ принимают участие в реализации краевой программы «Кадровое обеспечение технологического лидерства». Разрабатывают и внедряют образовательные модули познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

  • МБДОУ «Детский сад № 48»
  • МБДОУ «Детский сад № 50»
  • МБДОУ «Детский сад № 305 «Созвездие»
  • МБДОУ «Детский сад № 167»
  • МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 254»
  • МАДОУ «Детский сад № 55»

Во Всероссийском конкурсе имени Л.С. Выготского, организованный «Институтом ускорения экономического развития (Рыбаков Фонд)», основанным российским предпринимателем, Игорем Рыбаковым и его супругой Екатериной, этого года приняли участие 132 представителя Красноярского края. Лауреатами признаны 49 человек. 12 победителей из Красноярского края получили возможность принять участие в работе очередной «Летней Школы», которую организует «Рыбаков Фонд».

Сеть дошкольных образовательных учреждений активно развивается как за счет строительства, реконструкции, возврата муниципальных учреждений так и за счет привлечения частного сектора. Для создания дополнительных мест в детских садах в Красноярске осуществляется закупка услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста у частных организаций. Заключено 85  контрактов на 3211 мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

C 1 января 2016 года город  Красноярск является пилотным муниципалитетом в реализации ФГОС ДО.

Достижением дошкольного образования города и его ресурсом являются новые образовательные практики, сложившиеся на городских пилотных площадках, ставших в период пилотирования ФГОС дошкольного образования центрами создания и аккумуляции нового и передового опыта. Получившие положительную экспертную оценку образовательные практики пилотных детских садов вошли в методическую копилку лучших краевых практик реализации ФГОС ДО.

Показателем результативности деятельности дошкольных образовательных организаций по созданию условий для обеспечения качества дошкольного образования являются результаты Рейтинга муниципальных детских садов России 2015 года, в котором приняло участие более семи тысяч дошкольных организаций из 24 регионов РФ. Из 52 красноярских детских садов, участвовавших в рейтинге, один детский сад вошел в пятерку лучших детских садов России. Еще два детских сада – в первой сотне рейтинга, еще семь – во второй сотне. В целом 17 детских садов города вошли в 500 лучших детских садов России.

 

Выявление, сопровождение и поддержка одаренности.

Одной из форм проверки достоверности получаемых знаний и умений являются предметные олимпиады.

В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 438 человек из 66 образовательные организаций города. Это треть от общего количества краевых участников. 145 наших ребят стали призерами и победителями. Это также  53% от числа призеров и победителей Красноярского края. Стабильно высокие показатели качества по предметам (50% и выше): английскому, немецкому и русскому языкам, математике, химии.

Кроме того, в числе победителей и призеров всероссийской олимпиады этого года на федеральном уровне – 6 красноярских школьников. Это говорит о том, что наши школы имеют систему выявления способностей одарённых ребят и потенциал подготовки к испытаниям высокого уровня.

Значимой проверкой достоверности получаемых знаний и умений являются чемпионаты профессиональных компетенций JuniorSkills и  WorldSkills.

На соревнованиях Регионального чемпионата 10 школьных команд из Красноярска стали победителями и 25 команд вошли в число призёров.

6 красноярских школьников вошли в сборную команду Красноярского края, которая завоевала 5 бронзовых наград на Национальном чемпионате “Профессионалы будущего”.

В Чемпионате «Молодые профессионалы» участвовали школьники 15 образовательных организаций города. В компетенции «Технология моды – Юниоры» все призовые места у наших ребят. В компетенции «Дошкольное воспитание» бронзовую медаль завоевал ученик лицей № 2. Этот пример, как и другие достижения красноярских школ,  уже звучал на краевом педсовете.

Ученик  школы №149 на Восточном открытом зональном фестивале детско-юношеского технического творчества “Новое время 2018: Пищевая промышленность” в категории “3D-моделирование” занял I место с проектом “Судно на воздушной подушке”.

В марте 2018 года в университете Иннополиса проходил один из финалов Олимпиады Национальной технологической инициативы. Учащиеся лицея № 6 «Перспектива» стали победителями профиля «Технология беспроводной связи», а ученик лицей № 7 – призером.

Команда лицея № 7 стала чемпионом России, участвуя в национальном этапе РОБОКАП.

В апреле этого года команда школьников 7 инженерного класса школы 149 приняли участие в мировом первенстве по робототехнике в городе Детройт.

На данном чемпионате было  представлено 120 мировых команд, и одна из  России – команда города Красноярска.

 

Развитие внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности осуществляется посредством функционирования в общеобразовательных организациях физкультурно-спортивных клубов (структурные подразделения общеобразовательных учреждений). Сегодня в 76-ти общеобразовательном учреждении физкультурно-спортивные клубы осуществляют свою деятельность с общим охватом детей порядка 20 тыс. человек (в возрасте от 7  до 18 лет).

Система физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися образовательных организаций муниципальной системы образования города Красноярска включает порядка 30 мероприятий с охватом детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет порядка 13 тыс.  (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья).

Календарь включает проведение школьных и муниципальных этапов масштабных Российских проектов: «Президентские состязания», «Школьная спортивная лига», «Мини-футбол в школу», «КЭС-Баскет». Обучающиеся образовательных организаций являются постоянными участниками традиционных Всероссийских акций, направленных на популяризацию здорового образа жизни: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «День возрождения ГТО», «День Всемирного здоровья», «Лыжня здоровья», «День зимних видов спорта».

В рамках программы «Просвещение» дирекции спортивных и социальных проектов

реализуется ряд проектов, приуроченных к проведению в г. Красноярске всероссийский и международных соревнований по видам спорта: «Урок-лекция: вид спорта – керлинг», «Фристайл: от теории к практике», «Фестиваль двигательно-игровой деятельности среди воспитанников дошкольных учреждений по напольному керлингу» и др.

Для объединения ресурса и с целью оптимизации деятельности отрасли «Образование» и «Физическая культура и спорт» с 2016 года Календарь является межведомственным.

Основные достижения по приоритетным мероприятиям (исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 948 «О проведении Всероссийских соревнований (игр) школьников», Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 “О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексеГотов к труду и обороне” (ГТО)”):

 

«Школьная спортивная лига» и «Президентские состязания» являются приоритетным направлением деятельности каждого образовательного учреждения по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися.

В 2018/19 учебном году в «Школьной спортивной лиге» в школьном этапе приняли участие 69359 обучающихся, из 114 общеобразовательных учреждений города Красноярска участниками стали 91 учреждений, что составляет 80 % от общего количества учреждений и 62 % от общего количества обучающихся;

Победителями в финальном (краевом) этапе «Школьной спортивной лиги» стали команды: МБОУ «Лицей № 12», – Ленинский район; МБОУ «Средняя школа № 78» – Свердловский район; МАОУ «Средняя школа № 151», МБОУ «Средняя школа № 108», МАОУ «Средняя школа № 115» МАОУ «Средняя школа № 149» – Советский район; МАОУ «КУГ №1 Универс», МАОУ «Гимназия № 13 «Академ»» – Октябрьский район; МАОУ «Гимназия №9» – Железнодорожный район, МБОУ «Лицей № 2» – Центральный район

На Всероссийском этапе «Школьной спортивной лиги» (легкоатлетическое четырехборье «Шиповка юных») команда школы № 149, команда гимназии № 9 на протяжении последних 7-ти лет показывают стабильно высокие результаты.

В суперфинале чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ» (всероссийский этап) команда учащихся «Легион-100» (юноши, девушки) лицея № 12 неоднократно завоевывала звание Чемпиона Школьной Баскетбольной Лиги «КЭС-БАСКЕТ» России.

В «Президентских состязаниях» в школьном этапе из 114 общеобразовательных учреждений участие в Соревнованиях приняли 105 (92 % от общего количества учреждений), участие в котором приняли 75788 обучающийся (68 % от общего количества обучающихся).

Город Красноярск на краевом этапе представляли команды: МБОУ «Лицей № 2» (Центральный район) и МБОУ «Лицей № 28» (Железнодорожный район).

В 2018-2019 учебном году 1105 обучающихся (I-V ступень) приняли участие в выполнении нормативов комплекса ГТО (714 мальчиков; 391 девочек). Выполнили на знак всего – 802 человека (525 мальчиков; 277 девочек) – 72,6 %:

Из них на золото: 282 человека

Из них на серебро: 339 человек

Из них на бронзу: 181 человека

 

В систему дополнительного образования вовлечены более 100 тысяч учащихся.

Общая доля детей и молодежи, занимающихся дополнительным образованием составляет 91% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.

Приоритетным направлением развития муниципальной системы образования является развитие   научно-технического творчества  как основы для развития региона, претендующего на инновационный характер  развития экономики и высокотехнологичных производств.

В настоящее время в муниципалитете разрабатывается концепция создания системы функционирования и развития детского технического творчества.

С 23 февраля 2015 года в городе реализуется межведомственный проект патриотического воспитания школьников  несения почетной караульной службы «Посту № 1» у Вечного огня Мемориала Победы при поддержке губернатора края и главы города.

Пост №1 – это комплекс военно-патриотических мероприятий: экскурсии, встречи с ветеранами, с известными людьми, с представителями власти, специальные образовательные программы, обучение навыкам строевой подготовки, изучение устава вооруженных сил.

Пост №1 – это 20  лучших учащихся общеобразовательных учреждений, отобранных по результатам учебы, с учетом успехов в спорте, науке и общественной деятельности еженедельно.

Самые значительные достижения системы дополнительного образования:

  • ДДиЮ № 2: Международный конкурс детского рисунка (г.Токио, Ярония).
  • СЮТ № 1: Всероссийский конкурс по компьютерной графике в номинации «3D – моделирование).
  • ЦДТ № 4: Краевой конкурс любительских хореографических коллективов.
  • ЦДО № 4: Международный конкурс «Безопасность в сети Интернет».
  • ЦДТ № 3: Международный конкурс – фестиваль «Сибирь зажигает звезды».
  • ЦТир № 1: Международный фестиваль – конкурс «Союз талантов» (г.Хельсинки).
  • Медиа-Мастерская: Конкурс Президентских грантов.
  • ЦТР «Престиж»: Чемпионат России по народным танцам хореографической студии «Жар-птица».
  • Команда педагогов  ЦДТ № 4 вошли в состав экспертной  группы  V Открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» («World Skills Russia») в Красноярском крае – 2018.
  • Педагог ЦДО 2 стал одним из 1000 приглашенных со всей страны для участия в первом интенсиве на острове Русский, организованным  Университетом Национальной технологической инициативы «20.35» «Остов.
  • Коллектив МАОУ ДО ЦТО “Престиж” стали лауреатами Всероссийского Фестиваля Лучших инклюзивный практик в г. Москва.