Изменения в законодательстве о закупках

Изменения в законодательстве о закупках

С 1 января 2022 года вступают в действие значительные изменения в нормативных правилах, регулирующих принципы и процедуры проведения закупок товаров, работ, услуг для всех типов учреждений.

Существенной переработке (в аспекте оптимизации) подвергся Закон о контрактной системе (№ 44‑ФЗ). Так, со следующего года сокращается до необходимого минимума количество способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), изменены процедурные правила. В отношении участников закупок будет применяться механизм так называемой универсальной предквалификации, ужесточаются требования в плане деофшоризации сферы закупок. Основным документом закупки становится извещение об осуществлении закупки, документация о закупке будет использоваться лишь при применении закрытых конкурентных способов. Изменяются требования к количеству членов комиссия по осуществлению закупок, исключается указание на специализацию комиссий. Становятся унифицированными требования к заявке на участие в конкурентной закупке. Обязательная доля закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций увеличивается с 15 до 25 процентов совокупного годового объема закупок. Сокращаются сроки оплаты по контракту. Исключается понятие типового контракта, типовые условия контрактов вправе устанавливать Правительство Российской Федерации. Предусматривается развитие использования электронного документооборота в сфере закупок. Упрощается процедура одностороннего отказа от исполнения контракта. Изменяются нормы по обеспечению заявок, исполнения контракта, гарантийных обязательств, вместо банковских гарантий будут использоваться независимые гарантии, по которым гарантами смогут выступать не только банки, но и некоторые иные организации.

Для учреждений, чья деятельность регулируется Законом о закупках (№ 223‑ФЗ), с 01.01.2022 является обязательным проведение закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом годовой объем таких закупок устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, при этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых являлись только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. Заказчику нужно учитывать, что закупки, участниками которых являются только субъекты МСП, являются конкурентными и проводятся в электронной форме, для их осуществления необходимо утвердить особый перечень товаров, работ, услуг, который составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и размещается в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), а также на официальном сайте заказчика. В ЕИС должен быть размещен также годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП (не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом).  Подробнее