Красноярским дошколятам разрешили самостоятельно определять «список дел» на день

Красноярским дошколятам разрешили самостоятельно определять «список дел» на день

В красноярском детском саду № 277 утро начинается не только с традиционного завтрака и зарядки, но и с обсуждения, чем сегодня будут заниматься дети. Воспитатели уверены, что педагогика не может быть авторитарной и диктующей, поэтому «список занятий на день» составляется сообща. В группах нет привычного календарного плана, от ребёнка не требуют стандартного поведения и результата. Ребятишки вместе с педагогами составляют список дел на день, решают, чем бы они хотели заниматься, чему желают научиться. Примечательно, что детям нужно не просто выразить своё мнение, но и объяснить, почему он хочет, например, именно лепить, а не рисовать. Ребёнку также нужно обсудить свою идею с другими детьми, выслушать их точку зрения и, возможно, пойти на уступки.
Также воспитатели составляют карты индивидуального развития ребенка. Педагоги отмечают, какие личностные качества свойственны каждому дошколёнку. Сбор информации позволяет скорректировать воспитательный процесс, обратить внимание на сильные стороны каждого ребёнка. Педагоги проводят консультации с родителями, дают рекомендации, на какие аспекты воспитания и образования ребёнка следует обратить внимание за пределами детского сада. Помимо изменений в методическом сопровождении воспитательного процесса в учреждении оборудовали несколько дополнительных кабинетов для занятий с детьми и ввели в расписание дополнительные занятия. Ребятишки могут посещать занятия йогой или оздоровительные тренинги, направленные на развитие стрессоустойчивости. В садике также оборудовали сенсорную комнату для проведения занятий по продуктивному чтению и занятий с психологом, детскую лабораторию для проведения научных опытов и экспериментов, библиотеку и изостудию, в которой дети могут рисовать на прозрачных мольбертах.
Руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова: «Детский сад № 277 стал одним из первых дошкольных учреждений, перешедших на федеральный государственный образовательный стандарт. На сегодняшний момент все красноярские садики перешли на новые стандарты. Согласно новым принципам организации образовательного процесса инициатива должна исходить от самого ребенка. Авторитаризма и строгих рамок быть не может. Увлекательное занятие, которое интересно дошколятам, не должно прерываться через 10 минут только из-за того, что «так положено». Реализовав основные принципы нового стандарта, можно будет избежать ситуаций, когда ребенку дают готовые ответы на вопросы, которых он не задавал. Стандарт дошкольного образования должен быть обращен к развитию, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем».
Учреждения разработали собственные программы, которые учитывают сложившиеся традиции детского сада и имеющийся опыт работы. В одних учреждениях делают упор на включенность родителей в процесс воспитания детей, для семей проводят мастер-классы, консультации, приглашают на съемки сюжетов для детсадовского телевидения. В других садах особое внимание уделяют внедрению авторских разработок педагогов, среди них, например, обучение детей чтению по особой методике, использование приёмов мнемотехники, изобретательская деятельность, конструирование, игротренинги и многое другое.