В красноярских детских садах развивается система разновозрастных групп

В красноярских детских садах развивается система разновозрастных групп

В Красноярске функционирует более двухсот садов, большинство групп формируется из числа близких по возрасту ребятишек. Однако на протяжении нескольких десятилетий в дошкольных учреждениях работают и разновозрастные группы, в таких детских коллективах разница между ребятишками может составлять от года до четырех лет.
Почти 25 % детских садов Красноярска имеют опыт работы с разновозрастными группами. В одних учреждениях ребятишек делят на группы от 3 до 5 и от 5 до 7 лет, в других воспитанники всех возрастов от 3 до 7 лет находятся в одном коллективе. В детском саду № 165 разновозрастные группы появились более 20 лет назад. Всего в садике 7 групп, которые посещают дети от трех до семи лет.
В этом детском саду работает победительница конкурса «Воспитатель года» Ольга Петрова. Педагог уверена, что в разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие старших и младших детей, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. «Старшие дети заботятся о младших, помогают одеваться, накрывают на стол, убирают игрушки, в присутствии малышей они остро ощущают свою нужность, полезность, чувствуют ответственность за них, что является важной основой нравственного воспитания. В свою очередь младшие дети ценят внимание старших и стремятся им подражать, они видят в старших смысл своего роста и развития, многому учатся, чувствуют себя защищенными. Кроме того старшие дети, обучая младших, лучше осознают собственные знания, умения и имеют возможность их совершенствовать», – отмечает Ольга Петрова.
Работа разновозрастных групп отличается от «стандартной». Прежде всего, выстраивается оптимальный, усредненный вариант режима для детей разного возраста. Например, младшие дети пораньше ложатся спать и последними просыпаются. Группы оборудованы в соответствии с потребностями ребятишек разных возрастов, установлена мебель разного размера, есть игрушки и пособия для всех детей. Особый акцент сделан на наличие материалов для конструирования и самостоятельного изготовления поделок. Занятия могут проводиться для всех детей одновременно, так, например, если ребятишки делают аппликации, старшие дети вырезают детали, а младшие клеят их на листок.
Руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова: «Разновозрастные группы не только имеют очевидный воспитательный и образовательный эффект, но и увеличивают шансы семьи устроить ребенка в желаемый детский сад. Следует отметить, что комплектование разновозрастных групп производится после составления специальной образовательной программы, которая учитывает интересы всех ребятишек разного возраста, объединенных в одном коллективе».