Родителям будущих первоклашек рассказали, как правильно подготовить ребенка к школе

Родителям будущих первоклашек рассказали, как правильно подготовить ребенка к школе

05.04.2022

С 1 апреля стартовал прием заявок в первые классы. По предварительным данным, в этом году впервые переступят школьный порог порядка 16,5 тысяч детей. Как правильно готовиться к школе, поделилась Мария Лавицкая, победитель номинации лучший педагог-психолог конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2022». Обычно будущих первоклассников учат читать, считать и писать. Однако специалисты считают, что в первую очередь внимание нужно уделить игровой деятельности и социальным навыкам ребенка.

Психологи выделяют 4 уровня школьной готовности: физиологический, когнитивный, мотивационный и социальный. На физиологическом учитывают умение будущего первоклассника  длительное время спокойно сидеть и правильно держать вилку и ложку. Если будущий первоклассник не может усидеть на месте 20 минут или не умеет самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, то он пока еще не достиг физиологической готовности.​ Игры помогут исправить эти недочеты. Например, играя в прятки, дети учатся удерживать определенное положение длительное время. Для развития моторики полезна езда на двухколесном велосипеде. Уместны и любые игры на развитие мелкой моторики, начиная от построения башни в песочнице до настольных игр.

Когнитивный уровень школьной готовности предполагает развитие внимания, памяти и мышления.

«Есть ряд простых и доступных игр, которые помогут развивать когнитивную сферу. Хорошо помогут игры с различными лабиринтами, созданием объемных аппликаций, задания по типу «найди отличия», игры «Магазин», «Повтори за мной», «Запомни, что вокруг», «Придуманные слова». Есть отличные картинки из серии «Что сначала, что потом» и «Что будет, если», где ребенок раскладывает карточки, рассуждает и экспериментирует. Во время таких занятий расширяются знания об окружающем мире, и совершенствуется речь», — отметила психолог Мария Лавицкая.

Мотивационный уровень предполагает смену игровых мотивов на учебные. До начала учебного года важно, чтобы ребенок представлял себя школьником и понимал, что с новым статусом появятся и новые обязанности. Просите детей убирать свои игрушки, аккуратно раскладывать по ячейкам детали конструктора, приводить в порядок свою обувь. Выполняя такие несложные задания, дети учатся ответственности и аккуратности. Укрепить позицию школьника поможет и внешняя атрибутика – школьная форма, покупка дневника и канцелярии, организация рабочего пространства.

Так как первоклассникам придется выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, важно повышать уровень социальной готовности ребенка. Для лучшей адаптации можно посещать занятия в «Дошколенке», где дети познакомятся со школой, учителями, новыми друзьями.

Еще один важный совет, заранее приучать ребенка к новому режиму. В августе нужно начать планировать время сна и пробуждения так, чтобы оставалось время и на деятельность, и на отдых.

Отметим, что каждом детском саду работает специалист, который проводит диагностику школьной готовности. Если исходных навыков у ребенка недостаточно, родители могут обратиться в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» за консультацией.