Проект «Радость общения»

О проектеОсновные этапыБюджетСобытияГалерея

Проблема своевременной социальной адаптации и дальнейшей социализации, интеграции в общество лиц с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) является актуальной и сложно решаемой. Подавляющее большинство таких детей получает образование в отдельных организациях для детей с данным дефектом развития (специальных коррекционных школах), где нет возможности  для развития социально-коммуникативных навыков и совместного решения житейских задач со слышащими сверстниками. Кроме того, глухие дети по причине отсутствия слуха имеют крайне низкий уровень устно-речевых навыков (коммуникативной компетентности), жестовый язык долгие годы является их родным и доступным языком общения, развития. «Замкнутость» отдельных организаций для детей с нарушением слуха не позволяла в жизни применять глухим и слабослышащим детям формируемые педагогами устно-речевые средства общения, что препятствовало их социальной адаптации и дальнейшей интеграции в сообщество слышащих.

Новая нормативно-правовая база РФ, а именно федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» и вступающий с 1 сентября 2016 года в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ,  обязывает образовательные организации решать проблему социальной адаптации, как  предпосылки к  дальнейшей интеграции в общество детей с ОВЗ. По данным Краевого общества глухих на 2015 год в Красноярском крае зафиксировано 572 ребёнка с нарушением слуха, в отношении  которых деятельность по социальной адаптации является актуальной.

Для этого необходимо решить новые задачи:

  1. Поиск организаций — социальных партнеров, готовых к проведению систематической целенаправленной работы по социальной адаптации детей с нарушением слуха вне школы.
  2. Профессиональная подготовка педагогических работников и специалистов организаций-партнеров к организации целенаправленной деятельности по социальной адаптации детей с нарушением слуха.
  3. Организация и проведение регулярной деятельности по социальной адаптации детей с нарушением слуха совместно со слышащими сверстниками.

Предлагаем инициативно решать эти задачи  на базе учреждения дополнительного образования Центра творческого образования «Престиж». Сотрудники Центра (психологи, логопеды, педагоги-организаторы, методисты) имеют опыт работы с детьми ОВЗ по организации новогодних праздничных событий для детей с расстройствами аутистического спектра, детей с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В творческих студиях Центра вместе со слышащими уже занимаются дети с нарушением слуха и их число с каждым годом увеличивается. У организации имеются примеры положительного опыта участия в грантовых программах Красноярского края: подростковый «Call-center», май 2005 год; клуб «Счастливая семья», 2006 год; «Насилие глазами ребёнка», 2007 год; «Серебряная четверть», 2007 год, «Смотри в будущее трезво и интересно», 2009 год, «Мой выбор – здоровое будущее», 2013 год. С 2016 года ЦТО «Престиж» является региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Модель взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования по формированию и оценке личностных и метапредметных результатов обучающихся в рамках ФГОС НОО».

Организация обладает необходимой для работы техникой (ноутбуки, проекторы, экран, колонки, микшерный пульт, акустическая система, микрофоны), за исключением специализированной аппаратуры, позволяющей работать с детьми с нарушениями слуха в рамках массовых мероприятий.

Для реализации проекта будут привлечены кадровые ресурсы (сурдопедагоги) организаций-партнеров.

Идея проекта заключается в проведение серии инклюзивных (совместных со слышащими детьми) культурно-образовательных событий в учреждении дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия с краевыми и городскими школьными образовательными организациями,  в которых обучаются дети с нарушением слуха.

Цель проекта: создание условий для социальной адаптации  детей с нарушением слуха через совместную творческую досугово-образовательную деятельность вместе со слышащими сверстниками на базе учреждения дополнительного образования «Престиж».

Задачи проекта:

  1. В рамках сетевого взаимодействия Центра «Престиж» со школами разработка содержания  инклюзивных культурно-образовательных совместных событий для детей с сохранным и  нарушенным слухом.
  2. Включение родителей в процесс социальной адаптации детей с нарушениями слуха через активное участие в досугово-образовательной  деятельности на базе Центра.
  3. Развитие коммуникативной компетентности (слухоречевых, устно-речевых, социально-коммуникативных навыков) и творческих способностей слабослышащих и глухих детей средствами дополнительного образования.
  4. Профессиональная подготовка педагогических работников и специалистов Центра «Престиж» к организации целенаправленной деятельности по социальной адаптации детей с нарушением слуха (приглашение специалистов, курсы повышения квалификации, выездные семинары по проблемам образования и развития детей с недостатками слуха и речи).

Дальнейшее развитие проекта.

Одним из приоритетных  направлений деятельности Центра в течение  последних 5 лет является организация внеурочной деятельности со школьниками в рамках ФГОС НОО. В связи с вступлением в силу с 1.09. 2016 г. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Центр планирует экспериментально освоить содержание и способы  организации внеурочной деятельности в отношении детей с нарушением слуха в партнёрстве с образовательными организациями для данной группы школьников. Данная деятельность станет в дальнейшем неотъемлемым и обязательным направлением деятельности Центра (т.е. проект цикличен для школьников с 1 по 5 класс).

Уникальность проекта состоит в его абсолютной новизне, востребованности, актуальности с позиции новых требований системы образования детей с ОВЗ. В Красноярском крае  система социальной адаптации и социализации обучающихся отдельных организаций (бывших коррекционных школ) с нарушением слуха в сообщество слышащих сверстников не простроена.  Особенностью нашего проекта является интеграция и инклюзия детей с сохранным и нарушенным слухом во внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования, т.е. за рамками школы-интерната.

 

Социальные группы населения, на которые рассчитан проект.

Проектом будут охвачены глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста, слухопротезированные индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, обучающиеся в Красноярской краевой  общеобразовательной школе-интернате № 9 (не менее 60 человек в первый год реализации проекта, что составляет около 40 % от общего числа учеников данной школы) и  обучающиеся в МБОУ СШ №17 ( 25 детей с нарушением слуха).

Ранее учреждениями дополнительного образования в Красноярске и Красноярском крае подобные проекты в отношении конкретной группы  детей — с нарушениями слуха — не реализовывались.

 

Популяризация проекта.

Освящение мероприятий в ходе проекта в СМИ, размещение отчетов и анонсов мероприятий на сайтах главного управления образования и ЦТО «Престиж», презентация опыта в профессиональной среде: городских и краевых семинарах, включение материалов проекта в лекционные и семинарские занятия для студентов КГПУ им. В. П. Астафьева. Обязательно опыт работы будет транслирован в краевые школы для детей с нарушением слуха г. Ачинска и г. Минусинска.

Организации, привлекаемые к реализации проекта.

 

  • Красноярская краевая  общеобразовательная школа-интернат №9 (для детей с нарушением слуха);
  • Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, кафедра коррекционной педагогики;
  • Краевая общественная организация инвалидов по слуху «Всероссийское Общество глухих»;
  • МБОУ СОШ №17 г. Красноярска;
  • Муниципальное автономное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго».

В ходе подготовительного этапа проекта командой Центра «Престиж» разрабатывается подробный план действий по основным этапам проекта совместно с партнёрами, приобретаются необходимые материалы и оборудование, заключаются договора о сотрудничестве.

В основной этап включены мероприятия с одной стороны, направленные на обучение педагогов для квалифицированной работы с детьми с нарушениями слуха, с другой стороны комплексная работа по интеграции и инклюзии со слабослышащими  детьми через организацию культурно-образовательных событий.

На сегодняшний день есть договорённость об организации повышения квалификации специалистов Центра на базе КГПУ им. В.П. Астафьева, а также имеются заявки от общеобразовательной школы-интерната № 9 г. Красноярска и МБОУ СОШ №17 на организацию сотрудничества в рамках описанной проблематики.

Работа со слабослышащими детьми будет строиться следующим образом: в ходе проекта педагогами Центра «Престиж» будут разработаны и проведены 4 масштабных массовых инклюзивных (совместных со слышащими детьми) культурно-образовательных события. Каждому событию будет предшествовать подготовительная работа со слабослышащими детьми, посредством тематических мастер-классов совместно со слышащими детьми, где ребята смогут познакомиться друг с другом в ходе совместной творческой деятельности, приобрести навыки коммуникации, освоить некоторые техники декоративно-прикладного искусства, подготовить костюмы и материалы, поучаствовать в подготовке событий на базе Центра. Планируется проведение 2-3 таких подготовительных мастер-классов к каждому событию для расширения социального опыта детей с нарушениями слуха, их контактов со слышащими сверстниками, т.е. – 2 раза в месяц. В подготовке и организации мастер-классов примут участие студенты-волонтеры КГПУ им. В.П. Астафьева кафедры коррекционной педагогики.

Сопровождать такие мероприятия будет специалисты – сурдопедагоги из красноярской краевой общеобразовательной школы-интерната №9 для детей с нарушением слуха, МБОУ СОШ №17 и центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго».

Для усиления положительных эффектов  социальной адаптации детей с нарушениями слуха планируется включение их родителей в досугово-образовательную  деятельность на базе Центра, организация обучающих семинаров – встреч, а также анкетирование и консультирование по индивидуальным запросам родителей. Консультантами будут выступать: Беляева О.Л. — дефектолого-сурдопедагог высшей квалификационной категории, кандидат пед.наук, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева;  Юкина Т.Л. — дефектолого-сурдопедагог ЦППМиСП «ЭГО».

Содержательное подведение итогов и предъявление результатов работы по проекту планируется на круглом столе, куда будут приглашены все специалисты, принимавшие участие в реализации проекта, представители общественных организаций, власти, управления образованием города Красноярска и министерства образования Красноярского края.

Этапы Сроки Мероприятия
I. Подготовительный Август, сентябрь 2016г. -разработка организационного плана работ по проекту,

-построение взаимодействия с партнёрами (договоры, планы работ),

-закупка материалов и оборудования.

II. Основной
1. Повышение профессиональной компетентности  специалистов Центра. Сентябрь-октябрь 2016г. — обучающий семинар «Особенности работы с детьми с нарушениями слуха»

— выездные обучающие семинары на базе школы-интерната №9.

2. Организация подготовительных мероприятий к событиям проекта Октябрь, ноябрь 2016г, январь, март

2017 г.

Организация и проведение творческих мастер-классов к событиям проекта (для детей, родителей и педагогов), предполагающих активное социально-коммуникативное взаимодействие детей с сохранным и нарушенным слухом.
3. Проведение инклюзивных культурно-образовательных событий. Ноябрь 2016г. «Фестиваль здоровья», обучение детей основным принципам здорового образа жизни. Проходит в виде игры-квест по 8 игровым станциям, оборудованным интерактивными визуальными материалами.

 

Декабрь 2016 г. «Приключения у новогодней ёлки». Погружение детей в атмосферу праздничного приключения, в ходе которого слабослышащие дети примут участие совместно с детьми Центра «Престиж» в играх, конкурсах, творческих заданиях. Дети обретают навык совместной творческой деятельности, коммуникации, взаимопомощи и толерантности.
Февраль 2017 г. Фестиваль – ярмарка «Планета ремёсел». В рамках данного события дети смогут обменяться опытом изготовления «продуктов» творческой деятельности. Будут проходить игровые мастер-классы, презентации своих творческих работ, обмен опытом, игровые и музыкальные площадки, мастерские.
Апрель 2017 г. Игровой проект «Детство и город». Презентация творческих образовательных  детских проектов. Конкурс — выставка идей детских праздников, фотоконкурс. Выставка совместных работ детей и родителей пройдет в школах-партнерах, в Центрах «Престиж» и «Эго», в КГПУ им. В.П. Астафьева.

Закрытие сезона совместных мероприятий.

4. Работа с родителями Сентябрь, ноябрь 2016г., март 2017г. — обучающие семинары — встречи с родителями детей с нарушенным слухом.

-совместные творческие мастер-классы;

-анкетирование и консультирование по индивидуальным запросам.

III. Заключительный
  Круглый стол

(освещение в новостях)

Апрель 2017г. Подведение итогов проекта, демонстрация фото — видеоотчета с места событий проекта, аналитический и финансовый отчёт.

 

Оценка эффективности проекта

Эффективность проекта будет оцениваться по:

-результатам реализации мероприятий (количество проведённых запланированных мероприятий, количество участников, положительные отзывы участников, фото и видео отчёты, аналитическая информация в сети Интернет);

-письменным отзывам от родителей детей с нарушением слуха, от организаций-партнёров о качестве и эффективности работы по проекту; договоры о продолжении сотрудничества;

-появлению новых партнёров;

-количеству специалистов, прошедших обучение и работающих в ходе проекта

 

Инструменты для сбора информации о результатах проекта:

-анкетирование,

-опрос,

-наблюдение и анализ,

-фото и видео сопровождение.

-на каждого ребенка с нарушением слуха будет заполнена карта социально-коммуникативного развития, в которой по результатам каждого события будут отмечаться его достижения по критериям, указывающими на   продвижение  в социальной адаптации и динамику уровня коммуникативной компетентности.

 

Краткая характеристика участников.

  1. Олешкевич Марина Валериевна – директор ЦТО «Престиж», автор и руководитель проекта; КГПИ, учитель математики, информатики и ВТ, НИТО. Опыт в организации проектной деятельности в ЦТО «Престиж», кураторство городского проекта «Территория творческих проб» (ТТП) для детей с ОВЗ. Держатель общего проекта Центра «Пространство образовательного досуга». Функции в данном проекте – осуществление общего руководства и координации, написание аналитических отчётов, осуществление взаимодействия с партнёрами проекта.
  2. Гуркина Екатерина Владиславовна – методист, педагог-психолог ЦТО «Престиж». КГУ, специалист по социальной работе; КГПУ им. В.П. Астафьева, менеджмент в образовании. Автор и организатор различных социальных проектов, в том числе победителей грантовых конкурсов:  «Серебряная четверть», «Насилие глазами детей», «Смотри в будущее трезво и интересно», «Мой выбор – здоровое будущее». Функции в проекте – соавторство, организация и сопровождение этапов и мероприятий проекта, организация сетевого взаимодействия с партнёрами, в том числе  при работе по Стандартам для детей с ОВЗ.
  3. Беспалова Лариса Валерьевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦТО «Престиж», КГУ, математик. Опыт в организации проектной деятельности в ЦТО «Престиж», тьютор программы Intel «Обучение для будущего», участвовала в работе российского портала «ИнтерГуРу», 2004 – 2007 гг. координатор программы Microsoft IT Academy в Красноярске. Функции в данном проекте – осуществление информационно-технической поддержки, ведение сайта проекта.
  4. Петрученя Юлия Георгиевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦТО «Престиж»; образование высшее, 1994 год, Красноярский государственный педагогический университет, квалификация – учитель. Стаж работы в отрасли – 21 год. Высшая квалификационная категория по должностям «учитель», «методист». Имеет опыт работы в сетевых проектах. Сопровождала деятельность инновационных площадок по апробации технологий обучения, организации сетевого взаимодействия, введению ФГОС. Работала в городском проекте по дистанционному обучению детей- инвалидов. Обладает организаторской, аналитической, разработческой, исследовательской, управленческой, экспертной, компетентностями. Функция в проекте – организационно-методическая.
  5. Беляева Ольга Леонидовна, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им.В П. Астафьева, роль в проекте — консультант, организатор волонтерской студенческой помощи.
  6. Мугако Елена Васильевна –– КГМИ — врач, МПСИ – учитель-логопед. Психолог по работе с детьми с отклонениями в развитии. Должностная обязанность — педагог – психолог ЦТО «Престиж». Имеет опыт работы в инновационных проектах по организации и психолого-педагогическому сопровождению  детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. Степень вовлечения в проект: индивидуально ориентированное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха,  сбор статистической и аналитической информации в ходе осуществления проекта, разработка и заполнение карт социально-коммуникативного развития (в которых по результатам каждого события будут отмечаться  достижения детей по критериям, указывающих на продвижение  в социальной адаптации и динамику уровня коммуникативной компетентности).
  7. Хихол Анастасия Борисовна — учитель-логопед ЦТО «Престиж». КГПУ им.В.П.Астафьева. Квалификация: учитель-логопед, педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология». Имеет опыт работы с детьми с кохлеарными имплантами (разработала серию коррекционных занятий по развитию фонематического слуха у детей после КИ, опубликованы 2 статьи по данной тематике). Роль в проекте: сопровождение детей, разработка и проведение мероприятий для глухих детей, взаимодействие с педагогами школы — партнеров.
  8. Чимбар Марина Сергеевна – педагог – организатор, учитель – дефектолог.В ходе проекта, составление сценариев и проведение основных культурно-образовательных событий.
  9. Якименко Жанна Анатольевна – педагог-организатор ЦТО «Престиж», организатор и участник массовых мероприятий для детей. В ходе проекта, составление сценариев и проведение основных культурно-образовательных событий, закупка оборудования и материалов.
  10. Лопато Евгения Борисовна – педагог-организатор, педагог дополнительного образования по дизайну ЦТО «Престиж», ответственный за организацию и проведение мастер-классов в рамках проекта.
  11. Ужакина Анна Владимировна — педагог-организатор, педагог дополнительного образования по музыкальному развитию ЦТО «Престиж». Закончила Красноярскую Академию музыки и театра по специальности: дирижирование академическим хором. Является руководителем младшего хора студии «Лира». Проводит занятия с детьми по системе В.В. Емельянова и применяет в своей работе игровые моменты (шумовой оркестр, слушание, движения под музыку). В проекте ответственность за организацию и проведение музыкальных мероприятий с детьми с нарушением слуха

Для реализации проекта в ЦТО «Престиж» имеются следующие ресурсы:

Материально-техническая база:

  • оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки, микшерный пульт, акустическая система, микрофоны)
  • материалы для дизайна (резаки, измерительные инструменты, канцелярские принадлежности, ажурные ножницы, цветные карандаши и т.д.)
  • игровые наборы для квеста «Фестиваль здоровья»
  • помещения и инвентарь для проведения массовых мероприятий

Кадровый: специалисты (психологи, логопеды, педагоги-организаторы, методисты), имеющие опыт работы по организации качественной культурно-образовательной деятельности детей и готовые вкладывать в проект свой профессиональный и временной ресурс.

СМЕТА РАСХОДОВ

«Радость общения»

МАОУ ДО «Центр творческого образования «Престиж»

Наименование статьи Сумма расходов
Оборудование и сопутствующие материалы 171 460,00
Административные и прочие прямые расходы 78 540,00
ВСЕГО: 250 000,00

 

Оборудование и сопутствующие расходы

Вид оборудования Количество Цена за единицу Сумма расходов
Индукционная система УС 50/К и настройка 1 150 243,00 150 243,00
Бегущая информационная строка 1 12 043,00 12 043,00
Музыкальные инструменты для оркестра FLIGHT FBELL-8H 2 2 810,00 5 620,00
Музыкальное оборудование: треугольники FLEET FLT-T06 10 200,00 2 000,00
Музыкальное оборудование: трещётки NOTA 5 120,00 600,00
Музыкальное оборудование: бубны FLEET TH4-3A (3 бубенца) 2 196,00 392,00
Музыкальное оборудование: маракасы FLEET М8-1 2 281,00 562,00
ВСЕГО: 171 460,00

 

Административные и прочие прямые расходы

Вид расходов Цена за единицу Сумма расходов
Цветной картон А1 12 600,00
Ватман А1 680,00
Бумага «Снегурочка» 1 002,00
Набор цветной бумаги 4 190,00
Ножницы 2 950,00
Клеевые пистолеты 12 100,00
Клей карандашErich Krause 10-15 гр 2 550,00
Гуашь 6 цв 20 мл «Классика» 19с1275 Луч 720,00
Стержни к клеевому пистолету 9 000,00
Подарки – значки с символикой проекта 6 500,00
Пластиковая рамка А2  облегченная для фото, картин 4 000,00
Баннеры для квеста «Фестиваль здоровья» 90х130 с люверсами 4 616,00
Стойки для баннеров (сборные) 17 632,00
ВСЕГО:   78 540,00

 

19 апреля

прошло заключительное событие проекта МАОУ ДО ЦТО «Престиж» «Радость общения». Событие проведено в форме игры: работало две тематические игровые площадки: познавательные и двигательные игры. Завершилось событие совместной концертной программой, со сказочным персонажем Пеппи Длинный чулок. Дети школы-интерната приготовили концертные номера: танец «Цветы», Жестовая песня «А ты меня любишь?». От Центра «Престиж» в событии участвовала команда педагогов и воспитанников хореографической студии «Жар-Птица». Всем участникам проекта были вручены памятные значки с символикой проекта. Начинаем обсуждение планов совместной работы на 2017-18 учебный год.

МАСЛЕНИЦА

На масленичной неделе детско-взрослая команда Центра «Престиж» ездила в школу – интернат № 9 для проведения инклюзивного события – праздничного гуляния «Масленица». В рамках подготовки к празднованию Масленицы для ребят школы-интерната был организован Фестиваль – ярмарка «Планета ремёсел». Ребятами были изготовлены тематические поделки, выполнены творческие работы, позволяющие познакомиться с русскими народными традициями. Эти работы украсили праздник и классные кабинеты ребят интерната.

Само совместное мероприятие-гуляние «Масленица» проходило на улице; были организованы игровые конкурсы и игры, костюмированные представления. Событие выстраивалось с ориентиром на масленичный недельный цикл. Дети знакомились с каждым днём и совместно выполняли творческие, игровые, спортивные задания. Воспитанники студии английского языка Центра «Престиж» разработали сценарий проведения четвёртого дня Масленицы – «Разгуляй». Ребята организовали игры-соревнования: кидание валенок, перетягивание каната, эстафета с метёлками и др.

В весёлой, дружной атмосфере дети взаимодействовали, общались, водили хороводы, пели заклички. В конце провожали зиму и сжигали Масленицу.

Получился настоящий весёлый и познавательный праздник в русской народной традиции!